Условия для индивидуальной работы с обучающимися
В детском саду регулярно проводятся социологические опросы родителей.
«Удовлетворенность качеством образования ДОО»
В начале учебного 2020 — 2021 учебного года родители оценили качество и результативность деятельности ДОО оценивается родителями в ходе анкетирования. Были опрошены 32 родителя, что составляет 95 % от общего числа родителей воспитанников, посещающих детский сад.
Результаты анкетирования
Вывод: 97 % родителей оценивают работу МДОУ д/с №1 «Колосок» на высоком и достаточном уровне.
В ДОУ нет штатной единицы педагог-психолог, при необходимости оказания психологической помощи воспитанникам мы рекомендуем родителям обратиться в психологические центры:
Центр одаренных детей «Поиск»
г. Будённовск, пр.Космонавтов,1
тел.-факс- 8(86559) 2-38-99
bud@stavpoisk.ru
Психологический центр «Росток»
г. Будённовск, пр. Будённого, 71
тел.-факс -8(86559)7-29-26
http://rostok-bud.ucoz.
В МДОУ д/с №1 «Колосок» нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка – дошкольника.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» — эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.
При организации совместной работы воспитателя с семьями мы соблюдаем основные принципы:
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
· создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
· диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
· развитие интересов и потребностей ребенка;
· распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
· поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
· выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
· понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
· воспитание уважения к детству и родительству;
· взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
· повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
· оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
· использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Работу с родителями строим, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс- опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего ребенка. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на:
· коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно- информационные;
· традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно- информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуютсянетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
· Проведение социологических срезов, опросов
· Индивидуальные блокноты
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
· Семинары-практикумы
· Тренинги
· Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
· Мини-собрания
· Педагогический брифинг
· Педагогическая гостиная
· Устные педагогические журналы
· Игры с педагогическим содержанием
· Педагогическая библиотека для родителей
· Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
· Совместные досуги, праздники
· Выставки работ родителей и детей
· Кружки и секции
· Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
· Информационные проспекты для родителей
· Альманахи
· Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
· Дни (недели) открытых дверей
· Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
· Выпуск стенгазет
· Организация мини-библиотек